Депутаты после долгих обсуждений приняли Налоговый кодекс в новой редакции
9 декабря 2019 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутаты рассмотрели ряд важных вопросов, касающихся социально-экономической жизни страны. На заседании вниманию депутатов был представлен во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», который вызвал активное обсуждение.
Следует отметить, что в нижней палате парламента по утверждаемому данным проектом закона Налоговому кодексу в новой редакции проведены широкие и бурные обсуждения с участием членов Комитета по бюджету и экономическим реформам, сотрудников Управления по Государственному бюджету, а также должностных лиц Министерства финансов, Государственного налогового комитета.
Как отмечалось на заседании, в Указе Президента Шавката Мирзиёева от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» особое внимание было уделено последовательному снижению налогового бремени, упрощению системы налогообложения и совершенствованию налогового администрирования, а также разрешению ряда проблем.
Еще один важный аспект. Глава государства в своем Послании Олий Мажлису 28 декабря 2018 года особо отметил, что Налоговый кодекс в новой редакции должен стимулировать добросовестных налогоплательщиков, являющихся опорой развития страны, и строго наказывать тех, кто осуществляет деятельность в «тени». При этом наши граждане должны быть заинтересованы в своевременной уплате налогов вместо ухода от налогообложения.
С учетом вышеизложенного создание новой налоговой системы основывалось на таких основных принципах, как равенство, простота, четкость и эффективность. В этом плане внесенный Кабинетом Министров в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона о Налоговом кодексе в новой редакции был принят с концептуальной точки зрения депутатами в первом чтении на заседании 26 ноября текущего года. За прошедший период проект был всесторонне обсужден и доработан во фракциях всех политических партий, комитетах нижней палаты парламента, а также несколько раз — на заседаниях рабочей группы.
Кроме того, в ряде организаций и учреждений по проекту закона с участием специалистов и экспертов были проведены обсуждения и дискуссии. Обсуждения из парламента переместились и в регионы, была организована серия семинаров с привлечением депутатов местных Кенгашей всех областей республики, должностных лиц, специалистов, экспертов, предпринимателей, крупных налогоплательщиков. В ходе данных мероприятий каждая норма проекта рассмотрена с точки зрения достижения макроэкономической стабильности во всех секторах экономики, что в конечном результате послужит обеспечению развития страны и приоритетности интересов народа. Цель — обеспечение прямого действия каждой нормы проекта на практике, повышение его действенности.
Кроме того, предприниматели и представители бизнеса давно ждут данного новшества, которое происходит впервые в истории страны. В этой связи многие эксперты отмечают, что в проект включены нормы, направленные на совершенствование механизмов исчисления и уплаты налогов, уточнение всех принципов и правоприменительного порядка в налоговом законодательстве, это, в свою очередь, послужит обеспечению стабильности утверждаемых Налоговым кодексом налоговых норм и ставок.
Следует отметить, что Налоговый кодекс в новой редакции приобретает статус документа прямого действия с максимальным сокращением в нем отсылочных норм, подзаконных актов. В этой связи в проекте предусматривается определение ставок по всем видам налогов (за исключением акцизного налога, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами). Кроме того, в проекте предусмотрен ряд норм, направленных на максимальное упрощение применения норм налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков путем совершенствования форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков. В частности, предлагается новый порядок налогового контроля (камеральная проверка, выездная проверка, налоговый аудит).
Внедряется программа риска-анализа. В соответствии с ней все действующие хозяйствующие субъекты на основе определенных критериев, по мере опасности, без человеческого фактора автоматически разделяются на 3 сегмента (зеленая, желтая, красная дорожки). Предприятиям с низкой степенью опасности (зеленая дорожка) не будут назначаться налоговые проверки и на высоком уровне будут оказываться налоговые услуги. В то время предприятиям со средним уровнем опасности (желтая дорожка) будут назначаться только камеральные проверки и будет предоставляться возможность для исправления ошибок в своем отчете. При этом по отношению к ним не будут применяться финансовые и административные штрафы. Предприятиям с высокой степенью опасности (красная дорожка), где выявлены случаи уклонения от уплаты налогов, фальсификации бухгалтерских документов и счет-фактур, будут назначаться налоговые аудиторские проверки. Как следствие такие предприятия будут находиться под постоянным контролем.
По мнению депутатов, данные меры позволят обеспечить прозрачность осуществления налогового контроля, предотвратить возможные случаи коррупции.
Кроме того, в проекте определены права и полномочия налогоплательщиков и налоговых органов. Виды налоговых проверок сокращены с 13 до 3 видов.
Согласно вносимым новшествам предлагается внедрить механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога. То есть уплата пени налогоплательщику налоговым органом будет осуществляться за каждый просроченный день возврата суммы налога. Для иностранных туристов вводится возврат НДС по принципу «Taxfree». Отменяется уплата НДС при безвозмездной передаче имущества (услуг). Снижается ставка единого социального платежа с 25 до 12 процентов для государственных предприятий, в которых доля государства в уставном фонде составляет 50 процентов и более.
В проекте предусматривается приостановление налоговыми органами операций, осуществляемых налогоплательщиком по банковским счет-фактурам, сроком не более 30 дней.
Кроме того, в целях налогообложения вносится новая норма по учету всех соглашений и других экономических отношений, в которые вступает налогоплательщик, исходя из его реального экономического положения вне зависимости от формы их юридического оформления.
Пересматривается порядок применения финансовых санкций по отношению к субъектам предпринимательства, совершившим налоговое правонарушение.
В проекте Налогового кодекса в новой редакции уточняется порядок досудебного рассмотрения налоговых споров. То есть предусматривается внедрение на практике обязательного проведения досудебного обсуждения налоговых споров.
В целом на заседании детально речь шла об изменениях, высказанных в процессе обсуждений и вносимых непосредственно по предложению депутатов нижней палаты парламента.
Отмечалось, что в процессе подготовки проекта ко второму чтению на проведенных обсуждениях во фракциях политических партий, комитетах, на местах со стороны депутатов, предпринимателей, ученых, экспертов и специалистов высказано более 500 предложений и мнений. Данные предложения рассмотрены рабочей группой совместно с инициаторами закона, в проект Налогового кодекса в новой редакции внесено свыше 70 редакционных и концептуальных поправок. В частности, в проекте было предложено предоставить Государственному налоговому комитету полномочие по предоставлению разрешения об отсрочке и рассрочке уплаты налогов. По итогам обсуждения полномочие предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов крупными предприятиями предложено дать Государственному налоговому комитету, а по остальным налогоплательщикам этот процесс будет осуществляться областными Кенгашами народных депутатов на основе заключения территориального финансового и налогового органа.
На проведенных обсуждениях членами парламента высказан ряд предложений, касающихся совершенствования налога на добавленную стоимость (НДС), внесения изменений в норму по упорядочению налога на прибыль, исключению неточностей по «экономической обоснованности» расходов, большинство из них отражены в проекте.
В целом в процессе подготовки проекта закона о Налоговом кодексе в новой редакции к рассмотрению во втором чтении проведена масштабная работа. Проект всесторонне доработан.
Исходя из этого на заседании проект закона рассмотрен по главам и постатейно.
В ходе обсуждений депутаты выступили с рядом мнений и предложений. По итогам бурных прений проект был поставлен на голосование. Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» принят.
Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан