Информационное сообщение о втором пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
28 февраля 2020 года в городе Ташкенте состоялось второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
На пленарном заседании членами Сената обсуждены ряд законодательных актов и важные вопросы, касающиеся последовательного продолжения реформ в социально-экономической, судебно-правовой сферах, укрепления института махалли и семьи, защиты прав ребенка.
За работой пленарного заседания можно было наблюдать в режиме онлайн на веб-сайте и официальных страницах Сената Олий Мажлиса в социальных сетях.
Члены Сената начали с обсуждения Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» в новой редакции.
Отмечалось, что Президент Республики Узбекистан в Послании парламенту 24 января текущего года подчеркнул необходимость сделать еще один важный шаг в обеспечении прав человека, совершенствовании законодательства о гражданстве и принять организационно-правовые меры по решению в соответствии с законом проблем наших соотечественников, долгие годы проживающих в стране, но так и не получивших статус граждан Республики Узбекистан. Было предложено, чтобы лица, прибывшие в республику до 1995 года и с тех пор проживающие в стране, автоматически стали гражданами Узбекистана. Это жизненно важная проблема почти 50 тысяч соотечественников.
Подчеркивалось, что действующая редакция закона принята 28 лет назад и почти все его нормы устарели и не отвечают современным требованиям. Законом предусмотрено дальнейшее упрощение административных процедур в сфере гражданства, формирование эффективной законодательной базы прямого действия, укрепление правовых механизмов обеспечения прав и свобод граждан при приобретении и прекращении гражданства Республики Узбекистан.
Говоря о новых нормах закона отмечалось, что в нем закреплены статус, основные задачи и полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан. Кроме того, установлен порядок определения гражданства Республики Узбекистан детей по рождению или по гражданству родителя. Предусмотрены механизмы межведомственного электронного сотрудничества при рассмотрении вопросов гражданства Республики Узбекистан.
Выступившими подчеркивалось, что принятие закона будет способствовать унификации законодательства и правоприменительной практики в данной сфере, обеспечению надежной защиты прав и свобод человека. Закон одобрен сенаторами.
Затем члены верхней палаты парламента рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О переписи населения».
Подчеркивалось, что закон разработан Государственным комитетом по статистике во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года «Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан».
Выступившими подчеркивалось, что целью закона является регулирование отношений в области переписи населения. Перепись населения является сбором достоверной и объективной информации о населении Республики Узбекистан. Периодичность, всеобщность и одномоментность, индивидуальность регистрации (поименность), конфиденциальность персональных данных, централизация управления переписью населения являются основными принципами переписи населения.
Законом устанавливаются такие основные задачи переписи населения, как расширение базы данных по оценке изменений в структуре населения, демографической ситуации в целях разработки мер по укреплению здоровья населения, улучшению условий женщинам и детям, оказанию помощи семьям, подготовка долгосрочных, средне- и краткосрочных прогнозов и программ социально-экономического развития городов и других населенных пунктов, размещения и использования трудовых ресурсов, осуществление текущего учета, расчетов и прогнозирования численности и состава населения в период между переписями населения, проведение научных исследований по вопросам социально-экономического развития.
Государственное регулирование в области переписи населения осуществляется Кабинетом Министров, Республиканской комиссией по оказанию содействия в проведении переписи населения в Республике Узбекистан, специально уполномоченным государственным органом в области переписи населения – Государственным комитетом по статистике, а также органами государственной власти на местах.
Кроме того, раскрываются их полномочия в данной области. Наряду с этим предусматривается участие в переписи населения министерств, государственных комитетов, ведомств, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также раскрываются права и обязанности респондентов и переписного персонала.
Сенаторами подчеркивалось, что принятие закона будет способствовать дальнейшему обеспечению создания отвечающих международным стандартам гибких и прозрачных правовых рамок, системно и комплексно регулирующих отношения в сфере переписи населения, и реализации ряда актуальных задач. В их числе - оценка произошедших глобальных изменений в структуре населения, расширение информационной базы для разработки демографической политики, мер по укреплению здоровья людей, улучшению положения женщин и детей, а также формирование и мониторинг Национальных целей устойчивого развития. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О метрологии» в новой редакции.
Отмечалось, что закон разработан Кабинетом Министров в целях приведения законодательства в соответствие с требованиями международных документов в области метрологии и гармонизации положений закона с нормами национальных законодательств государств-участников межправительственного «Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», а также основополагающих межгосударственных документов в области обеспечения единства измерений.
Для обеспечения однозначного толкования последующих статей действующего Закона «О метрологии» основные понятия дополняются такими терминами, как «государственная метрологическая служба», «метрологическая прослеживаемость», «показатели точности». В связи с введением указанных терминов изменяется определение терминов «поверка средств измерений» и «метрологическая служба».
Кроме того, определяются субъекты, осуществляющие деятельность в области обеспечения единства измерений, в частности, права проведения метрологического контроля государственной метрологической службой, метрологическими службами органов государственного управления
и метрологическими службами юридических лиц. Кроме того, закрепляются права и обязанности метрологических служб по отдельным статьям.
Законом закрепляется перечень видов нормативных документов, направленных на обеспечение единства измерений, таких как методика поверки средств измерений, калибровки средств измерений, выполнения измерений, методика аттестации средств испытаний.
Сенаторами отмечалось, что принятие закона будет способствовать повышению эффективности реализации правовых норм в области обеспечения единства измерений, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, путем предотвращения появления и практического использования недостоверных результатов измерений. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже». При рассмотрении закона подчеркивалось, что сегодня в условиях ускоренной глобализации экономики, развития межхозяйственных, межгосударственных связей и унификации законодательства на региональном и международном уровнях международный арбитраж, являющийся одним из основных элементов рыночных отношений как альтернативная, внесудебная форма решения коммерческих споров, приобретает большое значение как на национальном, так и международном уровне.
С учетом этого необходимость данного закона обоснована целым рядом факторов. В их числе - правовое регулирование в Республике Узбекистан порядка организации и прекращения деятельности международных коммерческих арбитражных судов, определение основных принципов их деятельности, обеспечение надежной защиты прав и законных интересов зарубежных инвесторов, а также национальных компаний в их отношениях с иностранными партнерами.
Однако, как подчеркнули сенаторы, в нем существует ряд концептуальных недостатков. Так, хотя в статье 3 закона определена сфера его применения, не раскрыты понятия и принципы международного коммерческого арбитража.
Кроме того, вместо подробного изложения сферы применения закона в статье 6 перечисляются споры, которые могут быть представлены в международный коммерческий арбитраж для решения. По мнению сенаторов, в данной норме не в полной мере раскрыт предмет спора, который может быть рассмотрен международным коммерческим арбитражем. В силу этих и других недостатков закона отмечена необходимость его серьезной доработки. Закон отклонен сенаторами.
Затем сенаторами рассмотрен Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня работников системы махалли».
Отмечалось, что закон разработан во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 18 февраля 2020 года «О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами».
Законом 22 марта устанавливается Днем работников системы махалли. Выступившими подчеркивалось, что роль института махалли велика в обеспечении верховенства закона, оздоровлении социально-духовной атмосферы в обществе. Деятельность работников системы махалли в обществе имеет важное значение в дальнейшем повышении статуса этого уникального института, тесно связанного с богатой историей Узбекистана. Закон одобрен сенаторами.
Далее члены верхней палаты обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с установлением дополнительных гарантий прав ребенка».
Отмечалось, что закон разработан Национальным центром по правам человека Республики Узбекистан во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 22 апреля 2019 года «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка» и нацелен на регулирование отношений в сфере всестороннего внедрения в жизнь требований Конвенции о правах ребенка.
Предусматривается внесение изменений и дополнений в Семейный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, законы Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», «Об обращениях физических и юридических лиц». Так, в Семейный кодекс вносятся дополнения, предусматривающие, что каждый ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
При этом органы и должностные лица, уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать мнение ребенка независимо от его возраста и принимать решения исходя из наилучших интересов ребенка. При раздельном проживании родителей и ребенка органы опеки и попечительства, а также ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе возбуждать иск о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей одновременно с отца и матери.
Также в Закон «О гарантиях прав ребенка» вносятся изменения и дополнения, согласно которым при нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) или лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а также в другие государственные органы. Не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности.
Кроме того, Закон «Об обращениях физических и юридических лиц» дополняется статьей, в соответствии с которой несовершеннолетние лица вправе самостоятельно подавать обращения по вопросам соблюдения своих прав, свобод и законных интересов в государственные органы, организации или их должностным лицам в порядке, установленном настоящим законом.
Соответствующие изменения и дополнения вносятся и в Гражданский процессуальный кодекс, согласно которым права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, то есть граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями. Однако это не лишает права участия в таких делах самих несовершеннолетних и граждан, признанных ограниченно дееспособными.
Сенаторами подчеркивалось, что закон будет способствовать обеспечению гарантий прав детей, предусмотренных в Конституции и законах Республики Узбекистан. Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка ведения дел в судах».
Отмечалось, что данным законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан “О судах ”, “О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов”, Налоговый кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Экономический процессуальный кодекс и Кодекс об административном судопроизводстве.
Наличие в Законе Республики Узбекистан «О судах» норм о том, что распределение дела между судьями является полномочием председателя межрайонного, районного (городского) суда, а также формирование судебных составов для рассмотрения дел на заседаниях соответствующих судебных коллегий Верховного суда является полномочием председателей судебных коллегий, создает возможность внедрить в практику порядок автоматического распределения дел в судах с использованием электронной системы без вмешательства человека.
В Закон Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» вносятся изменения, что позволит оперативно решить конфликты между хозяйствующими субъектами. Также предусмотрено создание с 1 февраля 2020 года возможности для юридических лиц направлять ответчику и экономическому суду исковое заявление и приложения к нему в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика.
В связи с этим вносится дополнение в статью 150 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан, предусматривающее возможность направления ответчику и третьим лицам искового заявления и приложений к нему в электронной форме.
При этом истец-налогоплательщик перед предъявлением иска в суд имеет возможность направить копии искового заявления и приложений к нему другим налогоплательщикам – ответчику и третьим лицам через персональный кабинет налогоплательщика, а также загрузить через информационную систему сведения, подтверждающие их направление. Закон одобрен сенаторами.
Затем парламентарии рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что закон разработан Кабинетом Министров, Центральным банком, Генеральной прокуратурой, Счетной палатой, Министерством юстиции Республики Узбекистан во исполнение целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на социально-экономическое развитие страны, обеспечение стабильности в обществе и углубление реформ.
Предусматривается внесение изменений и дополнений в 4 закона, 2 кодекса Республики Узбекистан и приложение № 1 к постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан №222-II от 12 мая 2001 года «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии».
Так, Кодекс об административной ответственности дополняется нормами, предусматривающими установление административной ответственности за нарушение порядка проведения свадеб, семейных торжеств, поминальных обрядов и церемоний.
Вносимые дополнения также нацелены на осуществление полномочий Счетной палаты по привлечению в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетной и сметно-штатной дисциплины, и составление должностными лицами органов Государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан протокола об административном правонарушении и направлении его в административный суд.
В Закон Республики Узбекистан «О политических партиях» вносятся дополнение и изменение, предусматривающие невозможность членства в политических партиях должностных лиц Счетной палаты Республики Узбекистан.
В целях увеличения объема оказываемых микрофинансовых услуг, удовлетворения растущей потребности населения и субъектов предпринимательства в микрофинансовых услугах, а также улучшения платежеспособности и усиления их социальной защиты законом вносятся изменения в Закон Республики Узбекистан «О микрофинансировании», предусматривающие установление суммы услуг микрофинансирования в абсолютной величине, в частности, выдача микрокредита заемщику на осуществление предпринимательской деятельности в абсолютной величине, не превышающей 300 миллионов сумов.
В целях реализации задач, функций и полномочий Счетной палаты, предусмотренных Законом Республики Узбекистан «О Счетной палате Республики Узбекистан», в Бюджетный кодекс вносятся соответствующие изменения и дополнение.
Конституционный Закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан» дополняется нормами, определяющими осуществление полномочий председателя Счетной палаты по участию в заседаниях Конституционного суда Республики Узбекистан, внесению вопросов на его рассмотрение и высказыванию мнения по рассматриваемому вопросу. Закон одобрен сенаторами.
Парламентариями также рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О ратификации Устава Гаагской конференции по международному частному праву (Гаага, 31октября 1951 года)».
Отмечалось, что закон разработан Министерством иностранных дел Республики Узбекистан во исполнение поручения Президента Республики Узбекистан и нацелен на содействие поэтапной унификации норм международного частного права.
Подчеркивалось, что членами Гаагской конференции по международному частному праву являются государства, которые участвовали в одной и более сессиях конференции и приняли ее Устав. Членство Узбекистана в Гаагской конференции позволит обеспечить участие страны в процедуре унификации норм международного семейного и частного права, дальнейшее развитие правовой системы с учетом мировых стандартов, повышение эффективности защиты прав и интересов граждан государства за рубежом.
Кроме того, наша страна сможет участвовать в определении рабочей программы Гаагской конференции путем вхождения в ее Совет, принимать участие в переговорах по новым конвенциям, находящимся в процессе рассмотрения со стороны Гаагской конференции, и продвигать свои интересы на международной арене.
Отмечалось, что закон будет способствовать углублению дальнейшей интеграции страны в международное сообщество. Закон одобрен сенаторами.
Затем члены Сената рассмотрели вопрос об утверждении Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами».
Отмечалось, что в соответствии со статьей 78 Конституции Республики Узбекистан и статьей 8 Конституционного Закона Республики Узбекистан “О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан” в полномочия верхней палаты парламента входит утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления.
Так как данный указ предусматривает образование Министерства по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан, а также его подразделений в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте и районах, он стал предметом рассмотрения парламентариев.
Отмечалось, что данный документ нацелен на дальнейшее углубление реформ в социальной сфере и будет способствовать укреплению института махалли и семьи. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее сенаторы рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии проведения врачебно-трудовыми экспертными комиссиями медосмотра граждан и установления инвалидности.
Подчеркивалось, что адресная социальная защита лиц с инвалидностью определена в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики. Так, в целях формирования единой политики медико-социальной помощи, направленной на дальнейшее совершенствование соответствующих услуг, при Министерстве здравоохранения образовано Агентство медико-социальных услуг.
Наряду с проводимой работой сохраняются недостатки и проблемы, ждущие решения. В частности, соответствующими структурами не налажен механизм раннего выявления и предотвращения инвалидности, оказания медико-социальной помощи лицам с инвалидностью. В результате того, что на системной основе не налажена работа по углубленному медицинскому осмотру граждан, число лиц с инвалидностью за последние три года повысилось на 9 процентов.
Отсутствие стратегии на краткосрочный, средне- и долгосрочный периоды по профилактике инвалидности, медико-социальной и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями препятствует формированию системы медико-социальной поддержки лиц с инвалидностью.
В связи с этим возникла необходимость направления парламентского запроса. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем члены Сената заслушали информацию министра внутренних дел Республики Узбекистан о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений по итогам 2019 года.
Отмечалось, что в 2019 году МВД Республики Узбекистан проделана определенная работа по предупреждению и профилактике правонарушений. Благодаря принятым мерам в прошлом году достигнуто снижение количества преступлений на 3139, или 10,5 процента. В 33,7 процента, или 3074 махаллях республики не совершено ни одного преступления. Уменьшились случаи совершения преступлений среди несовершеннолетних (830/656) и женщин (3378/2705).
В результате эффективных мероприятий, проведенных органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, выявлено около 4,5 тысячи преступлений, связанных с наркоманией, коррупцией, и преступлений экономического характера.
Вместе с тем изучение показало, что в деятельности органов внутренних дел имеются определенные недостатки, проблемы, ждущие своего решения, и незадействованные возможности.
Так, работа по выявлению и решению социально-бытовых проблем населения организована не на должном уровне, во многих случаях без внимания активистов махаллей и инспекторов по профилактике остаются семейные скандалы, что приводит к совершению более тяжких преступлений.
Кроме того, несмотря на то, что Закон “О защите женщин от притеснения и насилия” принят 2 сентября 2019 года, соответствующий приказ МВД в этом направлении принят лишь 3 февраля 2020 года. Тем самым защитный ордер выдан только 3 женщинам, которые подверглись насилию. При этом 70, или 49,2 процента из 142 убийств, зарегистрированных в 2019 году, совершены из-за ссор между супругами.
Хотя имелась возможность своевременного принятия предупредительных мер, этому не уделено должного внимания инспекторами по профилактике, соответствующими хокимами, руководителями секторов, общественных организаций и органов самоуправления граждан.
В результате того, что полностью не решаются проблемы женщин, проживающих в тяжелых жизненных условиях, 5032 женщины совершили преступления. Особенно высок этот показатель в городе Ташкенте, Ташкентской и Ферганской областях.
Несмотря на то, что в 2012-2019 годах достигнуто уменьшение в шесть раз (574/94) количества преступлений, связанных с торговлей людьми, в этот период наблюдается рост преступлений, имеющих отношение к торговле детьми.
Кроме того, все еще сохраняются проблемы по работе с молодежью, на долю которой приходится одна четвертая часть совершенных в республике в 2019 году преступлений (11787).
В ходе обсуждения сенаторами были высказаны конкретные предложения и рекомендации по устранению недостатков, выявленных в деятельности Министерства внутренних дел. В частности, указана необходимость взятия под строгий контроль ежедневного обмена информацией между инспекторами по профилактике и сходами граждан махаллей, а также усиления работы по мониторингу и анализу причин, приводящих к совершению преступлений.
Особо подчеркнута необходимость применения на местах положительного опыта ряда территорий республики, в частности Андижанской концепции “образцовой территории” по обузданию преступности, опыта работы с женщинами, наработанного в Бухаре, методики работы с молодежью Ферганской области.
По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы также заслушали информацию о деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в 2019 году.
Отмечалось, что министерством проделана определенная работа по дальнейшему развитию внешнеполитических связей. При непосредственном и активном участии министерства в 2019 году организовано 20 визитов главы государства, руководителей иностранных государств и международных структур. По итогам визитов и мероприятий на высшем уровне правительством Узбекистана принято 138 “дорожных карт” по расширению сотрудничества с зарубежным странами и международными структурами.
В целях развития сотрудничества с государствами Центральной Азии проведен ряд мероприятий на высоком уровне, в частности вторая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. При участии дипломатических представителей Узбекистана за рубежом проведены инвестиционные бизнес-форумы, осуществлен целый ряд визитов потенциальных иностранных инвесторов.
Для совершенствования законодательных основ внешнеэкономической деятельности страны в рамках двусторонних мероприятий подписано 122 международных договора, ратифицировано 28 многосторонних международных документов.
Вместе с тем отмечалось, что в деятельности министерства имеется ряд серьезных проблем и недостатков. Так, низкой остается результативность информационно-аналитической деятельности министерства и дипломатических представительств Узбекистана. Небольшое количество достоверных источников данных, подготовка информации большей частью на основе популярных данных приводит к недостатку актуальных политических инициатив и предложений.
Выступившими также отмечался низкий уровень эффективности экономической дипломатии. По отчету министерства, дипломатическими представительствами республики за рубежом проведено более 1200 бизнес-форумов, свыше 3700 взаимных визитов. Но у них почти нет практических результатов, в некоторых случаях мероприятия проводятся формально и неэффективно.
До сих пор наблюдается поверхностное отношение к разработке конкретных продуманных планов по сотрудничеству с иностранными партнерами. В результате того, что соответствующие организации не отвечают на предложения компаний иностранных стран, отсутствует обратная связь, затягиваются сроки рассмотрения проектов. Полностью не решен вопрос координации межведомственного сотрудничества. На системном уровне не налажена работа по подготовке женщин к высоким дипломатическим должностям.
В связи с этим сенаторами озвучен ряд рекомендаций по совершенствованию деятельности министерства. В частности, подчеркнута необходимость принятия конкретных оперативных мер по повышению эффективности информационно-аналитической деятельности Министерства иностранных дел и мероприятий, проводимых данной структурой. Указана личная ответственность руководителей дипломатических представительств Узбекистана в повышении эффективности внешнеэкономической деятельности территорий республики. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, ранее направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан по актуальным вопросам социальной адаптации в обществе молодежи, оставшейся без присмотра родителей и воспитывавшейся в домах милосердия.
Подчеркивалось, что, рассмотрев ответ на парламентский запрос, соответствующим комитетом Сената отмечено, что в этом направлении проделана определенная работа. В частности, в “дорожной карте” по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, утвержденной постановлением Президента от 11 февраля 2019 года, определены задачи, которые необходимо выполнить в 2019-2023 годах.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 30 сентября 2019 года утверждены соответствующие положения, нацеленные на отбор кандидатов (граждан), принимающих детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в семьи и подготовку приемных родителей. Проведена аттестация 43 руководителей и 413 педагогов домов “Мехрибонлик” и детских городков.
Вместе с тем отмечался ряд недостатков в данном направлении. В частности, на достаточном уровне не обеспечены права детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, на получение правовой помощи и судебную защиту. Размещение детей в домах “Мехрибонлик” остается в ведении только лишь хокимов районов и городов, что приводит к тому, что основным фактором в решении их судеб остается субъективный подход. А это во многих случаях негативно влияет на патронат или усыновление детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Обсудив эти и другие проблемы, сенаторы высказали ряд предложений и рекомендаций по повышению эффективности работы в данном направлении. Прежде всего указана необходимость укрепления законодательной базы, а именно - разработки проекта закона Республики Узбекистан “О социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки”. При этом важно конкретно определить порядок и формы размещения таких детей в семейные и детские учреждения.
Кроме того, подчеркнута необходимость формирования правовых основ размещения таких детей в негосударственные семейные учреждения, организуемые на основе государственно-частного партнерства. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса о состоянии исполнения законодательства органами государственной таможенной службы и изучения деятельности приграничных таможенных постов в Ташкентской области.
Отмечалось, что в соответствии с ответом на запрос, представленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан 6 февраля 2020 года, вопросы, поднятые в парламентском запросе, всесторонне рассмотрены совместно с ответственными министерствами и ведомствами.
Приняты конкретные меры по устранению проблем и недостатков, имеющихся в обеспечении полноценного исполнения вопросов, поднятых в парламентском запросе, профилактике коррупционных правонарушений в данной сфере, налаживанию взаимодействия между Бюро принудительного исполнения и другими государственными органами.
Однако, наряду с проведенной работой, в результате того, что полностью не обеспечено исполнение парламентского запроса, в сфере сохраняются некоторые системные проблемы. В частности, не разработан механизм предотвращения затора автомашин вокруг пограничных таможенных постов, обеспечения общественного порядка и безопасности дорожного движения.
На заседании озвучены рекомендации по устранению этих и других недостатков. В частности, указана необходимость разработки до 15 апреля 2020 года плана мероприятий, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения на прилегающей к таможенным постам территории. Подчеркивалась необходимость в трехмесячный срок принять меры по установлению на пограничных таможенных постах страны круглосуточных терминалов обмена валюты, осуществления наличных и безналичных денежных операций. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Члены Сената Олий Мажлиса рассмотрели вопрос об избрании заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченного по правам ребенка. По итогам рассмотрения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы также рассмотрели вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан, по которому принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
В ходе второго пленарного заседания Сената Олий Мажлиса рассмотрено 18 вопросов, в том числе 9 законов. Одобренные сенаторами законы Республики Узбекистан направлены на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности реализуемых в стране масштабных реформ и преобразований, а также развитие международного сотрудничества.
На этом второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан