Об основных направлениях дальнейшего развития кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей Узбекистана
Сейчас понятие «высокая добавленная стоимость» все расставило по местам — свыше 60 процентов прибыли формируется производством готовых изделий и каналами сбыта, а на долю исходного сырья приходится менее десяти процентов. Благодаря этому национальные кожевенно-обувная и пушно-меховая отрасли устойчиво и стабильно развиваются.
Ассоциацией «Узчармсаноат» на системной основе реализуется разработанная по инициативе главы государства стратегия превращения Узбекистана в промышленный центр по производству готовой кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой продукции и изделий из шерсти, глубокой переработки сырья всей Центральной Азии, а еще экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью не только на рынки соседних республик с общим населением в несколько десятков миллионов потребителей, но и в страны дальнего зарубежья. И в этом направлении достигнуты весомые результаты.
По итогам 2019 года отечественной обуви и аксессуаров под маркой «Сделано в Узбекистане» стало в разы больше. Так, только обуви было произведено свыше 86 миллионов пар. Для сравнения, этот показатель в 2017 году составлял всего 10,8 миллиона. Солидные показатели и по кожгалантерее — произведено продукции более чем на 60 миллиардов сумов, а объем переработки кожевенного сырья и производства кожи составил 1 125 миллионов квадратных дециметров. Растут показатели выпуска изделий из шерсти и каракуля. Всего предприятиями — членами ассоциации за год выпущено промышленной продукции на 2,5 триллиона сумов. Результаты во многом достигнуты благодаря всемерной поддержке отрасли государством и целевым программам ее развития. На стадии реализации находится 248 инвестиционных проектов. 135 из них ориентированы на расширение производства, модернизацию и техническое перевооружение действующих производственных мощностей по выпуску импортозамещающей и экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью (курс ЦБ РУ на 18.02.2020, 1$= 9528.49 сум).
Финиш — синоним высокого качества
Сырья в Узбекистане достаточно. Вот только переработка ранее буксовала — мощности не соответствовали. Оттого раньше было много полуфабриката, то есть кожи первого передела, которая отправлялась на экспорт. Были по ее качеству нарекания. Важно было привлечь и заинтересовать отечественных субъектов предпринимательства к углубленной переработке. Чтобы дело наладили как положено — работали на лучших станках ведущих компаний промышленно развитых стран (Италия, Германия, Турция, Китай и др.). Нужно было организовать современные лаборатории, сертификацию, унифицированную с международными отраслевыми стандартами, и прочие важные элементы современных производственно-технологических циклов.
В программах развития отрасли предусмотрен был и этот прорыв. Благодаря поддержке государства поэтапно претворяются в жизнь десятки инвестиционных проектов по углубленной переработке кожевенного сырья. Наши отечественные кожперерабатывающие предприятия обрабатывают 11,7 миллиона шкур в год, однако потенциал отечественной промышленности в этом плане оценивается в 31 миллион единиц сырья.
На системной основе реализуются мероприятия по превращению Узбекистана в сырьевой хаб Центральной Азии, куда будут доставляться из соседних республик шкуры для их дальнейшей глубокой переработки до готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это значит, что выпускаться на новых предприятиях будет исключительно готовая кожа 3-го передела. Так называемый финиш, ждущий своего покроя.
Полный цикл — емкий итог
По инициативе главы государства в стране внедрен кластерный метод — от убоя скота и переработки кожи до выпуска готовых обуви и кожгалантереи. Уже на стадии реализации несколько крупных проектов по созданию кожевенно-обувных кластеров. Хотелось бы рассказать об особо значимых проектах, реализуемых в этом направлении:
• ООО «Orient Technology» — проект стоимостью десять миллионов долларов совместно с итальянскими специалистами успешно реализуется в Каракалпакстане. Технологическая линия произведе-на в Италии и завезена в рамках масштабной программы по модернизации и техническому перевооружению имеющихся мощностей и созданию новых. Запуск кластера в полную силу позволит в год выпускать 500 тысяч пар обуви, львиная доля которых — 70 процентов — пойдет на внешние рынки;
• проект в Ферганской области реализуется в пять этапов. Годовая мощность ООО «Premium leather» — 80 миллионов кв. дм готовой кожи и 400 тысяч пар разной обуви;
• ООО «Max Leasing» — проект стоимостью 10,8 миллиона долларов реализуется в Ангорском районе Сурхандарьинской области, его реализация позволит производить 90 миллионов кв. дм готовой кожи и 400 тысяч пар обуви;
• ООО «Leather ART» — проект стоимостью 12 миллионов долларов намечен к запуску в Алтынкульском районе Андижанской области с мощностью производства 50 миллионов кв. дм готовой кожи и 300 тысячами пар обуви.
Ставка на передовые технологии
Среди десятка новых крупных инвестиционных проектов особое место занимает предприятие с участием французского капитала ООО «Vodiy- Shoes». Это первый в Узбекистане завод с полностью автоматизированным циклом производства обуви. Здесь установлено современное роботизированное оборудование из Германии, Чехии и Италии. На предприятии общей проектной стоимостью 8,5 миллиона долларов в год производится более миллиона пар мужской, женской и детской обуви из натуральной кожи. Пилотный проект стартовал в Ферганской области, но в перспективе откроется еще несколько подобных предприятий: в 2020 году — в Мархаматском районе Андижанской и в 2021 году — в Чустском районе Наманганской области.
Успехи отрасли отражаются не только в цифрах, но и в партнерских отношениях на мировой арене. Важнейшим событием 2019 года стала предварительная договоренность с ведущими компаниями «Nike» и «Adidas» о выходе на наш рынок. Производство спортивной обуви будет налажено в Андижанской области. На заводе ООО СП «Sino International» на условиях аутсорсинга планируют выпускать три миллиона пар кроссовок под всемирно известным брендом.
Также прорабатываются вопросы совместной организации работы и взаимовыгодного сотрудничества с ведущими зарубежными компаниями — производителями брендовой продукции на условиях франчайзинга.
Меньше импорта, больше кооперации
Задачи ставятся большие — обеспечить локализацию, стремительное развитие внутренней и межотраслевой кооперации, высокое качество товаров. В этом направлении в 2019 году реализовано 56 инвестиционных проектов. С их запуском освоено производство импортозамещающей продукции на сумму 127,3 миллиона долларов. Благодаря масштабным программам уровень локализации выпуска искусственной кожи и полиуретана достиг 100 процентов, подошвы обуви — 92 процентов, спортивных товаров — 84 процентов, спортивных сумок и чемоданов — 68 процентов. Кроме того, отечественными субъектами предпринимательства отрасли освоено производство новых видов продукции, таких как желатин, коллаген, полиуретан, искусственная кожа, и других.
Больше половины готовой кожи запланировано перерабатывать внутри страны и направлять на пошив готовых изделий. В итоге отечественных потребителей ждут доступные цены на кожаную обувь и аксессуары.
Об экспорте в цифрах
Если в 2017 году за рубеж поставлялся всего один процент готовой кожи 2-го и 3-го передела, а все остальное — лишь полуфабрикат, то по итогам 2019 года экспорт готовой кожи (краст и финиш) увеличился до 67 процентов. Поставки Узбекистана готовой продукции с высокой добавленной стоимостью выросли с двух до 64 процентов, в денежном выражении это 193,3 миллиона долларов.
Кожевенно-обувную и пушно-меховую продукцию под отечественным брендом можно встретить на витринах бутиков свыше 20 стран мира. В России, Турции и Казахстане — самых крупных странах — импортерах узбекских кожи, обуви и кожгалантереи — открыты представительства ассоциации. В этих государствах, а также в Республике Корея, Китае, Таджикистане и ряде других действуют торговые дома. Среди рынков сбыта также Италия, Испания, Португалия, Латвия, Польша, Египет, Эстония, Украина и Азербайджан. В течение следующих трех — пяти лет предполагается открыть 15 новых экспортных рынков, преимущественно в странах Европы и Юго-Восточной Азии.
Новые выставки — новые рынки
Системная работа по продвижению на экспорт кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой продукции и изделий из шерсти под маркой «Сделано в Узбекистане» за счет проведения рекламных мероприятий и международных выставок, а также оказания организациям — членам ассоциации маркетинговых, информационных и консалтинговых услуг организована на высоком профессиональном уровне.
Значительному расширению географии экспорта и повышению узнаваемости отечественных товаров содействует активное участие наших предприятий на международных выставках и ярмарках. Так, субъекты предпринимательства кожевеннообувной и пушно-меховой отраслей Узбекистана являются постоянными участниками престижных экспозиций, как «Безопасность и охрана труда» (БиОТ), международная специализированная выставка обуви, сумок, аксессуаров, кожи и комплектующих материалов — «Mosshoes» (Россия), международная выставка обуви — «International Footwear Fashion Fair» (AYMOD) и международная выставка поставщиков обувной промышленности — «Aysaf» (Турция), международная выставка обуви и аксессуаров — «SHOESSTAR-Азия» (Казахстан).
В графике ежегодных зарубежных событий появляются и новые для Узбекистана направления. Среди них «China Import Expo» — относительно новая и тем не менее профессиональная международная выставка импортных товаров. Если учесть прогнозы аналитиков, согласно которым в ближайшие пять лет Китай будет импортировать товары и услуги более чем на десять триллионов долларов, то важность участия отечественных предприятий в данном событии не переоценить. Это откроет широкие возможности для отрасли выйти на огромный китайский рынок со своей кожевенно-обувной и пушно-меховой продукцией.
Что касается Европы, то путь на ее рынки проложен через итальянскую «Lineapelle». С 1981 года она является наиболее важной международной выставкой, посвященной коже, аксессуарам, компонентам, синтетическим материалам и моделям для обуви, изделиям из кожи — одежды и мебели.
Экспозиция рассчитана исключительно на компании кожевенной отрасли и проводится в Болонье (Италия) два раза в год. Она охватывает 12 залов выставочного центра, собирая около 1 300 участников и 20 000 посетителей из более 100 стран. Среди них и предприятия — экспортеры кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции из Узбекистана.
Также нельзя не отметить выставку в Лондоне «Pure London — Pure Origin», одну из содержательных выставок, которая посещается нашими предприятиями. Необходимо сказать об огромной работе и поддержке отечественных производителей, проводимой со стороны Министерства инвестиций и внешней торговли для дальнейшего становления данной отрасли как одной из самых динамичных и развивающихся.
Среди экспособытий наиболее престижной и важной для наших производителей является проводимая ассоциацией «Узчармсаноат» в Ташкенте международная выставка-ярмарка кожи, обуви и меха «UzCharmExpo». Из года в год она открывает участникам все новые контакты и контракты, расширяет грани
партнерства. Ее посещают тысячи специалистов в сфере кожевенно-обувной, пушно-меховой, каракулеводческой отраслей из более 35 стран.
Выставки-ярмарки позволяют наглядно продемонстрировать последние успехи страны в плане индустриального развития кожевенно-обувной отрасли. По прогнозам, к концу 2020 года экспорт вырастет до 400 миллионов долларов, а это в четыре раза больше, чем в 2017 году.
Кладезь огромных возможностей
Меняется время, меняются тенденции, но одно остается неизменным: одежда и обувь — необходимые атрибуты для всех. Именно поэтому эксперты сходятся во мнении, что кожевенно-обувная отрасль приносит наибольший доход от инвестиций. С прагматичных позиций на реализацию 248 проектов отрасли направлен 421 миллион долларов, 20 из общей суммы 196,8 миллиона долларов — это прямые иностранные инвестиции.
Планы большие, перспективы — масштабные. Главная цель усилий государства — чтобы узбекистанцы с удовольствием пользовались качественными изделиями из кожи по доступным ценам с пометкой «Сделано в Узбекистане».
Ассоциацией «Узчармсаноат» совместно со специалистами предприятий отрасли глубоко проанализированы возможные риски и вызовы, продуманы эффективные меры, направленные на обеспечение устойчивого долгосрочного развития кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей республики при вступлении Республики Узбекистан в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
На наш взгляд, вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз создает возможность дальнейшего устойчивого развития кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей и превращения их в локомотив экономики республики. При этом возникают следующие основные преимущества отечественных предприятий: открывается большой товарный рынок с населением более 185 миллионов человек стран — участниц ЕАЭС для наращивания объемов экспорта готовой, с высокой добавленной стоимостью кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции. Большую часть из значительного объема импорта (Россия — 3,4 миллиарда долларов, Казахстан — 293 миллиона долларов, Кыргызстан — 71,8 миллиона долларов и др.) кожевенно-обувной продукции стран ЕАЭС отечественные предприятия могут обеспечить национальными товарами под маркой «Сделано в Узбекистане».
За счет эффективного и свободного осуществления перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг предприятиями-производителями создается возможность привлечения высококвалифицированных специалистов из отраслевых компаний стран — участниц ЕАЭС.
Благоприятному бизнесу отечественных товаропроизводителей отрасли также будут содействовать логистическая близость территорий стран ЕАЭС, наличие транспортных систем, недостаточный уровень в странах союза перерабатывающих производств, обеспечивающих потребность в кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции.
Учитывая наличие Евразийского банка развития в составе ЕАЭС, отечественные предприятия могут успешно и эффективно использовать финансовые ресурсы данного банка для реализации перспективных инвестиционных проектов с привлечением передовых иностранных инвестиций в виде современных технологий и т. д.
В целях снижения инфляции в нашей стране предприятиями кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей реализуются эффективные меры по ежегодному снижению на 5,1 процента себестоимости производства готовой кожевенно-обувной, кожгалантерейной, пушно-меховой, каракулеводческой продукции и изделий из шерсти с высокой добавленной стоимостью. Так, в текущем году запланировано обеспечить снижение себестоимости на общую сумму более пяти миллиардов сумов.
Быть модным и красивым
Благодаря проводимой политике Президента и успешной реализации государственных программ в настоящее время достигнута прогрессивная динамика развития в кожевенно-обув-ной и пушно-меховой отраслях страны. Всецело поддерживая Послание главы государства, мы обеспечим безусловное и качественное выполнение всех приоритетных направлений и задач, поставленных перед отраслью по обеспечению населения доступной, качественной, модной и красивой обувной и кожгалантерейной продукцией отечественного производства.
Передовой опыт зарубежных стран убеждает, что одним из основных стимулирующих инструментов обеспечения стабильного и неуклонного развития предпринимательских структур является организация эффективного функционирования специальных фондов. Они есть в России, КНР и других странах.
Было бы целесообразным создание Фонда развития промышленности Республики Узбекистан, поддерживающего и воплощающего в жизнь новые инновационные идеи и открытия в этой области, который станет основой для дальнейшего увеличения объема валового внутреннего продукта нашей страны до 100 миллиардов долларов к 2025 году, повышая благосостояние нашего народа.
Фахриддин БОБОЕВ,
и. о. председателя ассоциации «Узчармсаноат»
Газета «Народное слово», 14.02.2020