Информационное сообщение о 24-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
30 ноября 2019 года в Ташкенте состоялось двадцать четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы приступили к обсуждению рассматриваемых вопросов.
Сенаторы начали работу с обсуждения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».
Сначала внимание было уделено прогнозируемым макроэкономическим показателям по итогам 2019 года и исполнению Государственного бюджета. В 2020 году прогнозируется рост ВВП страны на 5,5 процента.
В 2020 году увеличивается финансирование социальной сферы. Расходы на систему здравоохранения вырастут на 18 процентов, образование – на 10 процентов, развитие науки – на 47 процентов по сравнению с показателями нынешнего года.
Предусматривается реализация около 100 целевых программ по поддержке образования, медицины, предпринимательства, развитию сельского хозяйства, улучшению инфраструктуры и другим направлениям. Рост инфляции спрогнозирован, у правительства имеются конкретная стратегия и модели дальнейшего развития экономики Узбекистана.
Каждый гражданин Узбекистана участвует в формировании и использовании средств Государственного бюджета. В формировании – как налогоплательщик, в использовании – как потребитель представляемых государством благ и услуг.
С 2019 года граждане могут участвовать в определении мероприятий, которые будут финансироваться за счет дополнительных источников бюджетов районов (городов). На эти цели будет направлено не менее 10 процентов дополнительных источников районных или городских бюджетов.
Впервые главный финансовый документ страны принимается в виде закона. Законом раскрываются такие понятия, как «распорядитель бюджетных средств первого уровня», «распорядитель бюджетных средств второго уровня», «общий фискальный баланс», «территориальный распорядитель бюджетных средств». Определяются особенности распределения бюджетных полномочий между участниками бюджетного процесса в 2020 году, порядок использования и пересмотра ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня, внесения изменений в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня, бюджетные ассигнования для распорядителей бюджетных средств второго уровня, ассигнования, выделяемые для территориальных распорядителей бюджетных средств.
Помимо этого, определяются параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан, включающие в себя его доходы
и расходы, прогноз доходов и расходы государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, республиканского бюджета Республики Узбекистан на 2020 год, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента. Утверждаются ставки отдельных налогов и сборов, формирование резервных фондов Кабинета Министров, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов, при этом предусмотрено обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Узбекистан в 2020 году, установление предельного объема внешнего заимствования от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан, расходы, осуществляемые за счет внешних заимствований.
Одним из важнейших аспектов данного Закона явилось то, что в нем определяются меры по обеспечению прозрачности процесса исполнения Консолидированного бюджета Республики Узбекистан, что в конечном итоге будет способствовать повышению ответственности государственного управленческого сектора всех уровней, укреплению бюджетной дисциплины, а также дальнейшему обеспечению усиления роли и ответственности палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента. Закон одобрен сенаторами.
Далее парламентарии рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
Целью Закона являются дальнейшее повышение открытости и прозрачности бюджетных данных, усиление парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. Документ предусматривает внесение изменений и дополнений в три закона и один кодекс Республики Узбекистан, которые определяют порядок принятия парламентом Закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан и бюджетах государственных целевых фондов, а также полномочия Олий Мажлиса при рассмотрении и принятии Закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан.
Так, в связи с введением порядка утверждения Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», предусматривающие порядок и сроки рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год и внесения изменений и дополнений в него.
Бюджетный кодекс дополняется новыми понятиями, в него вносятся изменения и дополнения, направленные на расширение бюджетных полномочий Кабинета Министров, Счетной палаты, Министерства финансов. Кроме того, в Закон «О парламентском контроле» вносится изменение, согласно которому рассмотрение хода исполнения Закона о Государственном бюджете является одной из форм парламентского контроля.
В ходе заседания отмечалось, что закон будет способствовать обеспечению качественного рассмотрения и утверждения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов парламентом, что полностью соответствует международным стандартам. Закон одобрен сенаторами.
Затем члены Сената обсудили вопрос об отчете Кабинета Министров Республики Узбекистан о ходе реализации в третьем квартале 2019 года Государственной программы «Год активных инвестиций и социального развития».
Подчеркивалось, что в результате осуществляемых масштабных реформ за девять месяцев2019 года валовый внутренний продукт вырос на 5,7 процента по отношению к тому же периоду прошлого года. Объем инвестиций, привлеченных в этот период увеличился на 46процентов, а объем строительных работ - на 19,3 процента. Освоение прямых иностранных инвестицийсоставило3,6 миллиарда долларов США.
Наряду с проведенной работой имеются и вопросы, ждущие своего решения, не использованные возможности и некоторые проблемы, негативно влияющие на социально-экономическое развитие страны. В частности, до сих пор не выполнено 11 поручений, обозначенных в Государственной программе, предусмотренных к выполнению в третьем квартале текущего года. На заседании с сожалением отмечалось, что среди них мероприятия, важные для развития страны и направленные на устранение проблем, волнующих население, такие как внедрение механизмов обязательного медицинского страхования, улучшение отопительных систем жилого фонда.
Окончательно не устранены искусственные преграды на пути развития деятельности субъектов бизнеса, сохраняется сложный порядок лицензирования, что негативно влияет на привлечение прямых инвестиций. Не на должном уровне налажена работа по сокращению государственной доли в уставном капитале предприятий, действующих на рынках товаров и капитала. В результате сохраняются определенные преграды в плане дальнейшего улучшения конкурентной среды в сфере ведения бизнеса. Недостатки, допускаемые в экономической, правовой и социальной сферах, негативно сказываются на работе по снижению уровня коррупции в стране.
Исходя из сказанного, приняв к сведению информацию, представленную Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Сенат признал работу правительства по реализации в третьем квартале 2019 года Государственной программы «Год активных инвестиций и социального развития» удовлетворительной. По обсужденному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Предметом дальнейшего заинтересованного обсуждения стал Закон Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в настоящее время деятельность Кабинета Министров регулируется Законом Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» от 6 мая 1993 года. Однако данный документ не в полной мере отражает полномочия и вопросы, относящиеся к ведению Кабинета Министров, порядок назначения членов Кабинета Министров, а также их отчетности перед Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Необходимо принять данный закон в новой редакции. Законом предусматриваются определение статуса Кабинета Министров, законодательное закрепление его основных полномочий, в том числе права законодательной инициативы, планирования и оценки деятельности, порядок внесения и рассмотрения вопросов, виды актов Кабинета Министров.
Конкретизируются вопросы взаимоотношений Кабинета Министров с Президентом и администрацией Президента Республики Узбекистан, органами судебной власти. Выступившие подчеркнули, что закон послужит дальнейшему совершенствованию деятельности Кабинета Министров, а также повышению его ответственности. Закон одобрен сенаторами.
Далее члены верхней палаты рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О волонтерской деятельности».
Отмечалось, что Закон предусматривает определение системы общественных отношений, возникающих в сфере волонтерской деятельности, повышение эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций, дальнейшее развитие гражданского общества в стране, а также направлен на совершенствование законодательства, обеспечивающего эффективное функционирование и развитие волонтерской деятельности в современных условиях.
Выступившими подчеркивалось, что благодаря проводимой в стране масштабной работе активизировалось участие ННО и других институтов гражданского общества, а также граждан в решении социально значимых задач, в том числе путем участия в благотворительных мероприятиях, акциях, хашарах, содействия в проведении крупных международных конференций и форумов, спортивных соревнований. При подготовке вышеуказанных мероприятий немаловажную роль играют волонтеры. Анализ показал, что институт волонтерства может быть использован в процессе социально-экономического развития Узбекистана.
Изучение отечественной практики показало, что хотя волонтерское движение в Узбекистане активно развивается, оно все еще не имеет прочной законодательной базы, содержащей соответствующий понятийный аппарат и регламентирующий ее функционирование. Новый закон призван решить эти вопросы и стимулировать дальнейшую активизацию волонтерского движения, а также создать дополнительные гарантии для осуществления деятельности в данном направлении. Закон одобрен сенаторами.
Затем парламентарии рассмотрели Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банкротстве».
Отмечалось, что закон разработан во исполнение ряда нормативно-правовых актов, направленных на улучшение показателей Республики Узбекистан в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». В частности, законом вносятся изменения, устанавливающие приведение терминологии законодательства о банкротстве в соответствие с общепринятыми стандартами, а также предусматривающие оптимизацию сроков прохождения каждого этапа процедуры банкротства. Расширяется понятийный аппарат, в частности, вносятся такие понятия, как «однородные кредиторы» и «процедура восстановления платежеспособности». Закон дополняется нормами, предусматривающими широкое раскрытие понятия признаков банкротства должника, в частности, установление сроков выполнения обязательств и размера требований относительно градообразующего и приравненного к нему предприятия, а также размера требований относительно индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя.
Также предусмотрены нормы, направленные на предоставление права профессиональному объединению судебных управляющих предлагать кандидатуру судебного управляющего в экономический суд; обязанность временного, санирующего, внешнего и ликвидационного управляющего в предоставлении по требованию кредитора в десятидневный срок информации о финансовом состоянии должника и (или) своей деятельности и другие.
Подчеркивалось, что закон будет способствовать дальнейшему совершенствованию отечественного законодательства и улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». Сенаторы одобрили закон.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах».
Отмечалось, что в настоящее время деятельность профессиональных союзов регулируется Законом Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», принятым 2 июля 1992 года. Однако положения значительно устаревшего действующего закона концептуально не отражают отдельные нормы Трудового кодекса, законов «О занятости населения», «Об охране труда», «О негосударственных некоммерческих организациях». Необходимо разработать и принять новый закон.
В Законе определяются основные принципы деятельности профсоюзов: законность, добровольность, недопустимость дискриминации, независимость и самоуправление, равноправие, гласность и открытость, а также устанавливаются гарантии соблюдения прав профсоюзов, их объединений. В частности, государственные органы, их должностные лица, работодатели обеспечивают соблюдение прав профсоюзов, их объединений. Не допускается вмешательство в деятельность профсоюзов, их объединений, в том числе требование предоставления каких-либо документов об их деятельности, прекращение деятельности профсоюзов, их объединений по инициативе государственных органов, их должностных лиц, работодателей.
Помимо этого, предусматривается государственная поддержка деятельности профсоюзов, гарантии права собственности профсоюзов, гарантии для работников, избранных в профсоюзные органы и не освобожденных от производственной работы, работников, избранных в профсоюзные органы и освобожденных от производственной работы, а также дополнительные трудовые гарантии для работников, избранных в профсоюзные органы.
Сенаторы подчеркнули, что закон, несомненно, будет способствовать дальнейшему усилению обеспечения защиты прав и интересов работников, созданию благоприятных условий и гарантий для профсоюзов в решении социально-экономических вопросов, совершенствованию механизмов взаимодействия профсоюзов с работодателями, органами государственной власти. Закон одобрен сенаторами.
Далее парламентарии обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка определения размеров оплаты труда, пенсий и иных платежей».
Отмечалось, что закон разработан Кабинетом Министров, исходя из Указа Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2019 года «О совершенствовании порядка определения размеров оплаты труда, пенсий и иных платежей» в целях приведения законодательства в соответствие. Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 25 законов, 12 кодексов Республики Узбекистан, а также 17 положений, утвержденных законами. В частности, в них вместо термина «минимальная заработная плата» вводятся понятия «минимальный размер оплаты труда», «базовая расчетная величина» и «базовая величина исчисления пенсии». Закон одобрен сенаторами.
Предметом дальнейшего осуждения стал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим усилением гарантий прав ребенка».
Целью Закона является дальнейшее совершенствование правовых основ обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей. Законом предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон «О гарантиях прав ребенка» и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан. Так, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних на всех этапах досудебного производства и судебного разбирательства Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс. В частности, новые нормы предусматривают недопущение отказа от защитника по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые из-за своих физических недостатков или психических расстройств испытывают затруднения в осуществлении права на защиту.
Кроме того, предусматривается возможность участия в деле в качестве законного представителя по желанию несовершеннолетнего одного из его взрослых близких родственников или иного лица, которому он доверяет.
Изменения и дополнения устанавливают также обязательное участие законного представителя несовершеннолетнего в процессуальных действиях, проводимых в отношении несовершеннолетнего, проведение допроса по согласию несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего в присутствии его законного представителя или взрослого близкого родственника, педагога или представителя потерпевшего.
В Закон «О гарантиях прав ребенка» вносятся изменения и дополнения, устанавливающие, что государство принимает меры по защите ребенка от вовлечения его в совершение правонарушений и антисоциальных действий, по предупреждению всех форм эксплуатации и насилия в отношении ребенка, а также установлению и устранению причин
и условий, способствовавших их совершению.
Кроме того, законом вносится дополнение, определяющее гарантии защиты прав ребенка, являющегося участником уголовного процесса. В частности, устанавливается запрет на любое психическое или физическое воздействие на ребенка, принуждение его к даче показаний или признанию вины, проведение в отношении детей процессуальных действий, проводимых в ходе досудебного производства и судебного разбирательства, без участия их законных представителей, а также предусматривается обязательное участие в судебных делах несовершеннолетних защитника и недействительность отказа от него ребенком и его законным представителем. Подчеркивалось, что принятие закона будет способствовать усилению защиты прав ребенка, в том числе являющегося участником уголовного процесса, обеспечению защиты прав несовершеннолетних на всех этапах уголовного процесса. Закон одобрен сенаторами.
Затем члены Сената рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка ликвидации субъектов предпринимательства».
Отмечалось, что целью закона является упрощение процедуры ликвидации субъектов предпринимательства, предотвращение коррупционных факторов посредством повышения прозрачности. Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в пять законов и два кодекса Республики Узбекистан. В частности, вносится изменение в Гражданский кодекс, предусматривающее возможность ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом.
Кроме того, законом закрепляются норма о публикации ликвидатором в средствах массовой информации объявления о ликвидации юридического лица и размещение регистрирующим органом на его официальном веб-сайте объявления о добровольной ликвидации юридического лица – субъекта предпринимательства. В объявлении о ликвидации юридического лица указывается порядок и срок заявления требований его кредиторов, данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В Закон «О фермерском хозяйстве» вносится изменение, предусматривающее ликвидацию фермерского хозяйства в случае невнесения главой фермерского хозяйства в уставной фонд имущества, техники и денежных средств, заявленных в открытом конкурсе по выделению земельного участка для ведения фермерского хозяйства. В Закон «О частном предприятии» вносится изменение, определяющее реорганизацию частного предприятия по решению его собственника или суда, а также ликвидацию частного предприятия по решению его собственника, суда или регистрирующего органа. Гражданский кодекс и законы «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О фермерском хозяйстве», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» дополняются нормой, предусматривающей ликвидацию юридического лица по решению регистрирующего органа, которая осуществляется в случае не восстановления деятельности этого юридического лица в течение трех лет с момента перевода в установленном порядке на бездействующий режим в связи с неосуществлением финансово-хозяйственной деятельности.
Налоговый кодекс дополняется нормой о том, что при добровольной ликвидации субъекта предпринимательства проверкой финансово-хозяйственной деятельности может быть охвачено не более трех календарных лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Отмечалось, что закон послужит повышению прозрачности процедуры ликвидации субъектов предпринимательства.
Сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Москва, 28 марта 1997 года)».
Отмечалось, что Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 24 августа 2019 года одобрил Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года)», что способствовало созданию правовых основ для взаимодействия с компетентными органами Азербайджана, Казахстана, Кыргызской Республики, Армении, Украины, Таджикистана, Грузии и Молдовы через свои центральные, территориальные и другие органы.
Однако требования данного Закона не распространяются на взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, поскольку Российская Федерация не является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Кишиневе 7 октября 2002 года. Большинство запросов о правовой помощи, которые рассматриваются в рамках Минской конвенции, приходится на долю Российской Федерации. Сенаторы подчеркнули, что Закон будет способствовать дальнейшему совершенствованию взаимоотношений компетентных органов соответствующих стран.
Члены Сената Олий Мажлиса обсудили вопрос о внесении изменения в расходы Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год.
Отмечалось, что в процессе исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан расходы по некоторым сферам возросли, в связи с чем направлены дополнительные средства, по этой причине ожидается, что расходы в данных направлениях возрастут на более чем 10 процентов, а расходы по содержанию органов самоуправления граждан снизятся на 12,3 процента.
В соответствии с представлением Кабинета Министров, внесенным в установленном порядке на рассмотрение Сената, изложен запрос о повышении параметров утвержденного Государственного бюджета на 2019 год по соответствующим направлениям на 11676,3 миллиарда сумов и уменьшениина95,2 миллиарда сумов. Вопрос одобрен парламентариями, принято соответствующее постановление Сената.
Далее парламентарии рассмотрели вопрос об изменении границ города Самарканда и Самаркандского района Самаркандской области, образовании в составе Сурхандарьинской области Бандиханского района и изменении границ Кизирикского, Байсунского и Кумкурганского районов.
Затем сенаторы рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии исполнения законодательства органами государственной таможенной службы и результатах изучения деятельности приграничных таможенных постов в Ташкентской области. Отмечалось, что при изучении состояния исполнения законодательных актов в органах Государственной таможенной службы выявлен ряд проблемных вопросов, в связи с чем возникла необходимость направления данного парламентского запроса. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Сенаторы одобрили направление парламентских запросов в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах при строительстве доступного жилья, а также при обеспечении населения природным газом и электроэнергией. По рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления Сената.
Члены Сената Олий Мажлиса рассмотрели и вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.
В ходе пленарного заседания были рассмотрены также и другие вопросы, входящие в компетенцию верхней палаты парламента. По всем обсужденным вопросам приняты соответствующие постановления Сената.
В ходе девятнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса рассмотрено 19 вопросов, в том числе 10 законов. Подчеркивалось, что одобренные сенаторами законы Республики Узбекистан направлены на дальнейшее совершенствование правовой базы реформ, осуществляемых во всех сферах государственного и общественного строительства, а также развитие международного сотрудничества.
На этом двадцать четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан